При поддержке Фонда «Петр Великий» издан уникальный сборник – антология симфонических произведений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Создание симфонии Чайковский называл «музыкальной исповедью души», «чисто лирическим процессом». В одном из писем композитору Сергею Танееву он писал: «Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности… Но не этим ли и должны быть симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?».
Шесть симфоний – от первой, юношеской, написанной после окончания Петербургской консерватории, до последней, созданной в год смерти композитора, – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Итальянское каприччио», симфоническая фантазия «Буря» – именно здесь формируются основные идеи и образы композитора, здесь закладывается зерно противостояния лирических душевных сил и неизбежности рока. В русской музыке XIX века только Чайковскому удалось поднять симфонию, по выражению музыковеда Бориса Асафьева, на уровень «эмоциональной философии в звуках».
Симфонические произведения Чайковского звучат в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова.