Актриса Елена Соколова: Ивана Тургенева по-настоящему я открыла в работе над моноспектаклем «Зов небесный»

16 октября в Центральном Доме актера при полном аншлаге прошел драматический концерт «Зов небесный» с Еленой Соколовой в главной роли. Благотворительный фонд актеров совместно с Центральным Домом актера имени А.А.Яблочкиной и при поддержке Ассамблеи народов Евразии и Национального фонда поддержки правообладателей представил уникальный музыкально-просветительский проект, посвященный дню рождения классика русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева.

Чувственную историю отношений русского писателя и испано-французской оперной певицы Полины Виардо, основанную на их переписке, зрителям раскрыла актриса театра и кино Елена Соколова в сопровождении Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева. В интервью она рассказала о том, как появилась идея моноспектакля, какую роль в нем сыграла музыка композитора Александра Клевицкого и почему история любви Тургенева не перестает волновать умы наших современников.

 

В 2023 году исполняется 205 лет со дня рождения русского писателя из дворянской семьи, поэта, публициста и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева. Елена Сергеевна, вы помните, когда открыли его для себя? Какое произведение стало самым значимым для вас и оказало наибольшее эмоциональное воздействие?

— Ивана Тургенева, как поразительной глубины человека и необыкновенное создание природы, по-настоящему я открыла как раз в работе над моноспектаклем «Зов небесный». Хотя, что значит, открыла… — можно только прикоснуться к такому явлению, как Иван Тургенев. Не только как к великому русскому писателю. Его натура — загадка, как и его жизнь, и его любовь. Отсюда и по-новому осмысливаются его произведения: «Вешние воды», «Месяц в деревне», «Где тонко, там и рвется», — которые раньше читались и понимались совсем иначе.

Драматический концерт для актера с оркестром очень интересный и привлекательный для зрителя формат. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея о создании спектакля «Зов небесный»?

— Идея сделать музыкально-драматическую постановку появилась в 2018 году, в год 200-летия со дня рождения Ивана Сергеевича. Как порой это бывает, сошлось воедино несколько компонентов. Во-первых, это изумительная, неповторимая и очень театральная музыка Александра Клевицкого, которую я совершенно неожиданно открыла для себя и в которую навсегда влюбилась, исполненная под его руководством Академическим Большим концертным оркестром имени Ю.В.Силантьева Радио «Орфей». Во-вторых, талант и поразительное проникновение в материал во время работы над созданием сценария и постановкой гениальной Марины Кайдаловой — редкого и непревзойденного мастера своего дела. В-третьих, наша общая увлеченность этим прекрасным материалом. И, конечно же, огромная помощь Благотворительного фонда актеров и Национального фонда поддержки правообладателей, без которых ничего нельзя было бы осуществить изначально.

Премьера спектакля прошла 9 ноября 2018 года на сцене Московского международного Дома музыки в день 200-летия писателя.

Таким образом в постановке «Зов небесный» объединились стихи, литературные фрагменты и музыка, написанная композитором Александром Клевицким. Как сложился ваш творческий союз с композитором и оркестром имени Силантьева, который стал полноправным участником постановки?

— Когда мы поняли, что говорить о любви всемирно известных писателя и оперной певицы без музыки просто невозможно, то стали перебирать сочинения разных композиторов. Прослушали большое количество произведений Шопена, Рахманинова, Шуберта…  И практически уже определились. Но в какой-то момент Александр Клевицкий, участвующий в обсуждении проекта, вдруг дал послушать свою музыку. Просто так. И мы услышали, насколько органично и единственно точно его музыка вплетается в ткань этой истории. Она как бы звучит внутри нее. Поэтому наш союз сложился просто и органично.

Что вам показалось особенно необычным в истории отношений Ивана Тургенева и Полины Виардо? Почему, на ваш взгляд, эта история и сегодня вызывает столько дискуссий, не перестает волновать умы наших современников?

— Это история редких по силе чувств. Волнует загадка отношений, когда нормальный, здравомыслящий и полноценный мужчина всю свою жизнь бросает на алтарь любви. Причем любви по большей части безответной. А ведь всякий человек осознанно или неосознанно стремится к счастью. Так что же это — счастье или несчастье? Удача или беда? Для современного человека (а среди людей всегда есть часть, которая утверждает, что любви не существует) жизнь Тургенева дает однозначный ответ, что любовь есть. Просто кто-то встречает ее в жизни, а кому-то, бывает, не везет.

Возможность увидеть спектакль была предоставлена не только российской публике, но и зрителям за рубежом: вы показывали постановку на площадках Российских центров науки и культуры в Париже и Брюсселе. Как проходили эти спектакли? Вызвал ли спектакль интерес у европейских зрителей? Если была обратная связь с их стороны, что вам больше всего запомнилось?

— Основной аудиторией в Европе были представители русской диаспоры во Франции и те французы, которые, как и многие за рубежом, являются поклонниками русской культуры. Большой интерес вызвало именно то, что мы попытались максимально глубоко разобраться в этой удивительной и загадочной истории любви, основываясь исключительно на документальных свидетельствах и воспоминаниях.

— Ивана Тургенева можно назвать «послом русской культуры» в Европе. Его собственные книги выходили на французском и немецком, он также много сделал для перевода на европейские языки произведений русских писателей, продвижения русской литературы за рубежом. Как вы считаете, может ли сегодня ситуация в мире повлиять на отношение жителей Европы к русской культуре и творческому наследию великих русских классиков?

 К великому сожалению, нынешняя ситуация, изменившая отношение к России в целом, безусловно, отражается на отношении к русской культуре и нашему творческому наследию. К сожалению…

 Планируется ли в продолжение проекта организовать новые показы спектакля? Кому бы вы хотели порекомендовать посмотреть спектакль?

 Пока не знаю, но надеюсь, что продолжение обязательно будет. И надеюсь, что эта история жизни и любви будет интересна как молодым, так и зрелым людям.

 Как началось ваше сотрудничество с Благотворительным фондом актеров? Насколько важна в наши дни работа такого фонда для актеров, для продвижения значимых творческих проектов?

 Однажды мы встретились с Ларисой Владимировной Назаровой, директором фонда, на одной из творческих площадок, и эта случайная встреча дала толчок многолетнему сотрудничеству, которое я очень ценю. Меня впечатлили уникальные связи и проекты БФА, реализованные с музеями самых знаковых имен великих деятелей русской культуры. На мой взгляд, это очень важно, особенно в наше время. Конечно, помощь фонда нужна актерам, потому что реализовать любой проект очень нелегко. Пользуясь случаем, желаю больших успехов Благотворительному фонду актеров и его руководителю Ларисе Владимировне. Надеюсь на продолжение нашего плодотворного партнерства, ведь фонд уже навсегда в моем сердце.

Nota bene!

9 ноября запись драматического концерта «Зов небесный» будет транслироваться на телевизионных каналах «Культура», «Просвещение», «Ратник» и других.

Исполняют — актриса театра и кино Елена Соколова и Академический Большой концертный оркестр имени Ю.В.Силантьева Радио «Орфей».

Автор сценария и режиссер-постановщик — заслуженная артистка России Марина Кайдалова.

Автор музыки — заслуженный деятель искусств России, композитор, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева Радио «Орфей» Александр Клевицкий.

 

Беседовала, фотографировала и наслаждалась драматическим концертом Вероника Скворцова